Новости конкурса
Екатерина Соловьёва : «Не хватает сильных персонажей, героев, героинь»

Екатерина Соловьёва : «Не хватает сильных персонажей, героев, героинь»

Участница Шестого литературного конкурса «Горю Поэзии огнём» из Нижнего Тагила Екатерина Соловьёва  рассказала немного о своем творчестве.

Когда Вы начали писать стихи, что Вас побудило к творчеству?

Стихи я начала писать в первом классе, в семь лет. Помню, как Светлана Николаевна, первая учительница, разбирала их на уроке. Это были простенькие детские стихи с рифмами «кошка-окошка» и «Зинка-корзинка», в стиле акына «Что вижу, то пою». Я их записывала в половинке тетради и вклеивала туда разные вырезки из журналов: цветы, растения. Наверное, это был один способов моего самовыражения. Рисую я всё-таки хуже, чем пишу стихи. А словом мне удавалось выразить мысль гораздо точнее и ярче.

 Какие темы Вы обычно поднимаете в своих стихотворениях?

Темы в своих стихах я поднимаю самые разные: что актуально на данный момент, о чём «душа болит». Однажды пришлось даже разделить стихотворения по темам, столько их накопилось. Есть и бытовые-настроенческие, очень много о природе и погоде, о поэтах и поэзии, о музе, есть, конечно, любовная лирика, стихотворения для детей, нравственно-философские рассуждения юмористические и сатирические произведения.

Что для вас – источник вдохновения?

Сформулировать, что представляет собой моё вдохновение, сложно. Я, скорее, проводник стихов. Они возникают в голове всегда спонтанно, будто кто-то их наговаривает, нашёптывает. Сначала появляется одна строчка, и от неё невозможно избавиться, пока не разовьёшь её в целое стихотворение, единую мысль. Возможно, это подсознание. Но что его вдохновляет – для меня загадка. Вдохновение – это не конкретный фильм или концерт. Это – падающая звезда. И никогда не знаешь, где она тебя настигнет, в очереди в поликлинику или за плитой.

Для Вас литература – это хобби или профессиональная деятельность?

Литература для меня хобби. Хотя в дипломе написано: «учитель русского языка и литературы». Одна из последних моих учителей, Надежда Вениаминовна, влюбила меня в литературу навечно. Она показала мне, как по-разному можно оценивать поступки персонажей, находить подводные камни. С тех пор для меня чтение – игра в детектива, очень интересное расследование до самой последней страницы. Литература – это некое таинство. Видеть то, что не могут видеть другие.

Связана ли ваша деятельность с литературой? Где Вы учитесь и / или работаете?

Деятельность моя с литературой никак не связана, так как я работаю референтом в агентстве недвижимости.

 Где Вы выступали и читали свои стихотворения, в каких конкурсах участвовали? Были ли Ваши стихи опубликованы в сборниках? Если да, то в каких?

В первый раз я прочла свои стихотворения со сцены актового зала в НТГСПА. Это были ужасные подростковые стихи, и весь зал смеялся. Второй раз я читала стихи на выставке в 2009 году. Я заикалась, голос дрожал, выступить нормально не получилось. Но зато мои стихи опубликовали в студенческом сборнике НТГСПА «Кандела». Была публикация в оренбургской газете «Ленинская искра». На сайте конкурса «Золотое перо России» осталось моё стихотворение. Могу сказать, что мои стихотворения часто публикуют в газете «ВСЕМ!» в рубрике «Творяне». И в прошлом году в сборнике «Междуречье» было напечатано моё стихотворение от конкурса «Горю поэзии огнём».

 Как Вы относитесь к литературному редактированию стихотворений?

К литературному редактированию стихотворений я отношусь спокойно. Так как сама долгое время на сайте Сочинитель.ру редактировала стихотворения начинающих поэтов, помогала им понять, что такое размер, ритм, сильная рифма.

Ваши любимые поэты и писатели?

На протяжении долгого времени моим любимым поэтом был и остаётся Николай Гумилёв. Новообретённые любимые поэты: Снежный Рыцарь (Яна Чернявская), Аль Квотион, Саша Бесt. Из писателей я бы отметила Стивена Кинга, Владислава Крапивина, братьев Стругацких, Яна Разливинского.

Как Вы считаете, достаточно ли сейчас в нашей стране литературных изданий?

Считаю, что в нашей стране недостаточно литературных изданий. Ещё недавно, до кризиса, маленьких изданий было достаточно, чтобы начинающие авторы смогли разместить там свои произведения. Но сейчас остались только крупные издательства, в которые, даже будучи активным, талантливым автором, не пробиться. Всем известно, что крупные издания публикуют только популярные жанры: любовный роман, литРПГ, сборники рецептов или переиздания классики – всё, чтобы не рисковать. Всё же, что выходит за рамки эти жанров, остаётся за бортом, а это очень большой пласт замечательных произведений, которые никогда не увидят своего читателя.

На каком уровне, по Вашему мнению, находится литература в настоящий момент?

На каком уровне литература – вопрос субъективный, поскольку уровни эти формирует читатель, точнее, большинство читателей. Статистика говорит, что большинство читательниц выбирает эротику, большинство читателей-мужчин – литРПГ. К этому можно относиться по-разному, но факт остаётся фактом: в литературе превалирует развлекательный, потребительский аспект и чем дальше, тем больше. Впрочем, приключения, какими бы они ни были, всегда читали охотнее, чем классику. На данный момент литература переживает смешение жанров. Любовный роман сливается с хоррором, детектив – с фельетоном. Думаю, в скором времени нас ждёт переосмысление жанров литературы, поиск новых названий. Литература продолжает утекать в сеть, на всевозможные сайты, поскольку всем авторам пробиться в издательство невозможно, а печать книги своими силами – это дорого. Литературный язык упрощается, избавляясь от выразительно-изобразительных средств, потому что автору некогда писать, ему нужно работать, а у читателя нет времени на лирические отступления, ему нужна динамика. Литература продолжает развиваться. Она меняется, но её архетипы вечны.

 Чего, на Ваш взгляд, не хватает в современном литературном мире?

Не хватает развитой структуры литературных агентов. На Западе существует такая профессия: литературный агент. Агент занимается продажей книг автора, пресс-конференциями, организацией встреч с читателями. В нашей стране такого нет. В итоге многие талантливые авторы, которые могут писать, но не могут продавать, остаются не у дел.

Не хватает неформатных произведений. Пусть большинство и выбирает романы о попаданках и литРПГ, но оставшейся массе читателей такое чтиво не по вкусу. Им попросту нечего читать, поскольку издательства не берутся печатать неформатные произведения, которые выходят за рамки жанра. Из-за боязни крупных изданий рискнуть и опубликовать неформатное произведение, читатель вынужден «употреблять» суррогат: клише из тех же романов и боевиков.

Не хватает литературы для широкой аудитории (в пример можно привести «Трудно быть богом», «Хроники капитана Блада», «Гарри Поттер»). Таких книг – вне пола, возраста – их очень мало, по пальцам можно пересчитать. Ведь в топах популярности на сайтах именно гендерные жанры: эротика и боевик (которые зачастую только разочаровывают, так как качество оставляет желать лучшего).

Не хватает сильных персонажей, героев, героинь. Большинство помнит, кто такие Обломов, Печорин, Румата Исторский, Анна Каренина, Татьяна Ларина, Аксинья, Маргарита. В современном литературном мире сложно отыскать таких персонажей, их можно по пальцам пересчитать: например, Эраст Фандорин. А что нам предлагают нынешние произведения? Некто в сером, невзрачный обыватель, с мировоззрением «моя хата с краю» или с отсутствием оного.

Современная литература обрастает новыми жанрами: это и попаданцы всех полов и разновидностей,  и фанфикшн. Считалось, что попаданство – всего лишь мода и со временем исчезнет из топов литературных сайтов. Но вот уже два десятка лет попаданцы уверенно приключаются в других мирах, собирают артефакты – словом, совершают все действия игрока компьютерной игры. Ведь любой роман о попаданце/попаданке – и есть симуляция компьютерного квеста со сбором лута (артефактов). Фанфикшн же явление гораздо более глубокое, это целая субкультура создания произведений без цели получения коммерческой выгоды. Жанровое разнообразие фанфиков невообразимо, и каждый год, благодаря авторам, появляются новые поджанры. Среди некоторых фанфиков встречаются замечательные, глубокие произведения, которые, увы, без согласия автора исходного произведения (канона) изданы быть не могут.

В современной литературе авторы всё чаще экспериментируют с формой произведения: осмеливаются на открытые концовки, оставляя финал на волю воображения читателя, создают рассказы в форме диалога или многочисленных флешбеков. Авторы детально затрагивают запретные ранее темы, рисуют психологический портрет персонажа по поступкам, а не по внешности. Современная литература – отражение современной жизни, нынешней эпохи, это современные люди с планшетами и ноутбуками, проблемами гендерной идентификации, депрессией и синдромом усталости. Будем надеяться, что развиваться литература будет только к лучшему, ведь повлиять на это можем и мы с вами.

Оставьте комментарий